Проект: «Поговори со мною, мама»


Концепция проекта

        Проект призван помочь решению проблемы увеличения количества детей с нарушениями речевого развития с помощью создания системы комплексной работы с семьями с участием, как специалистов, так и общественности. Мероприятия проекта направлены на привлечение внимания общественности к данной проблеме, анализу причин ее возникновения и способов решения; на просвещение родителей и создание благоприятных условий для их активного участия в решении и профилактике нарушений речевого развития.

Обоснование значимости проекта

          В настоящее время в Нижневартовском районе, как и по стране в целом наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В 1980-90 годы у 10% детей старшего дошкольного возраста выявляли нарушение речевого развития. В настоящее время недоразвитие речи выявляется у 50% детей старшего дошкольного возраста.  Увеличилось число детей, у которых речь не появляется до 3 лет. В чем причина такой ситуации?    

      По мнению специалистов, причиной недоразвития речи является воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия.

         Внутренними причинами речевого недоразвития может быть внутриутробная патология (воздействие вредоносных факторов в период внутриутробного развития). Наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности. Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах. Такие поражения нервной системы ребёнка объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения. Поэтому родителям очень важно знать о том, как избежать вредных воздействий на ребенка, еще на этапе планирования беременности, а также посещать группы для будущих родителей, ставящих своей целью здоровое проживание беременности и подготовку к естественным родам.

Что касается внешних причин речевого недоразвития, то здесь тоже важна ответственная осознанная позиция родителей. Понимание важности своей первостепенной роли в развитии ребенка, особенно в первые годы жизни. Ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. К сожалению, в наш век высоких технологий и огромной занятости родителям не хватает времени на общение с ребенком, многие не знают, чем заинтересовать ребенка, и верят, что владение компьютерами и прочими техническими средствами способствует развитию ребенка. Однако зачастую эффект от таких занятий бывает противоположный. Дети затрудняются описать картину, составить связный рассказ, у них недостаточный словарный запас. Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ребенку недостаточно просто слышать звуки (телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического развития. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения могут иметь в своей основе подражание.

          Также на развитие речи влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов. Поэтому важно вооружить родителей необходимыми знаниями в вопросах правильного питания, поддержания и укрепления здоровья, сбалансированного режима активности и отдыха, физического и психического развития ребенка.

Большое внимание в настоящий момент стоит уделять профилактике речевых нарушений до их возникновения, совершенствованию разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, параллельной коррекции и развитию других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Основная цель этой работы — создание предметно – пространственной развивающей среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей, предупреждению трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности взрослых в рамках профилактического направления.

В этой связи одной из главных задач решения проблемы увеличения количества детей с задержкой речевого развития и дефектами речи становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, педагогов, психолога) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и родители ребенка. Очень важно, чтобы родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.

Работа логопедов и педагогов в дошкольных учреждения включает почти все перечисленные направления, однако специализированные речевые группы или детские сады не справляются с потоком речевых нарушений, и некоторые дети приходят в школу с недостатками устной речи, что неизменно сказывается на письме и усугубляет проблемы с обучением. Кроме того, в обществе существует стереотип, что решение проблемы с речью у ребенка - это частная задача логопеда по постановке правильного произношения, а не комплекс взаимосвязанных причин, влияющих на развитие ребенка в целом, главную роль в профилактике и изменении которых играют именно родители.

Услуги логопедов являются очень востребованными, так как количество занятий логопеда с детьми в дошкольных учреждениях ограничено, а число детей, нуждающихся в квалифицированной помощи, ежегодно растет. Однако не все родители имеют финансовую возможность оплачивать частные консультации логопеда, а тем более курс коррекционно-развивающих занятий.

 

Цель

         Создание системы комплексной работы с семьями, направленной на профилактику и решение проблем речевого развития.

Задачи

1.      Просвещение родителей в вопросах речевого развития детей.

2.      Проведение коррекционно-развивающих и профилактических занятий в детско-родительских группах.

3.      Организация работы логопеда с детьми из семей социально-незащищенных групп.

 

Сроки реализации

январь-ноябрь 2017 г.

 

Целевая группа: 

семьи, имеющие детей с проблемами речевого развития, детей раннего возраста, будущие родители.


География проекта: 

п.г.т. Излучинск

Общее описание проекта

         Создание системы комплексной работы с семьями, имеющими детей в возрасте от 0 до 6 лет, а также будущими родителями, которая будет заключаться во взаимодействии не только специалистов образовательных и медицинских учреждений, но и родительской общественности, СМИ будет способствовать решению выше обозначенной проблемы и приведет к уменьшению количества детей с нарушениями речи в поселке городского типа Излучинск. Основными задачами в этой работе мы видим просвещение родителей, привлечение их в активную деятельность по развитию собственных детей. Для этого на базе Общественной организации «Центр семейной культуры» Нижневартовского района будут организованы регулярные занятия для родителей с детьми раннего и дошкольного возраста, способствующие улучшению эмоциональных отношений родителей и детей, общего развития детей, в том числе и речевого, социализации детей.  Проводить занятия будут не педагоги, а обычные родители, с тем, чтобы показать, что развитие речи ребенка не является прерогативой специалистов, а вполне доступно каждому родителю. Логопеды, психологи, педагоги будут приглашаться на занятия для просвещения родителей в вопросах развития детей, их возрастных особенностей. С помощью специалистов также будет подготовлены информационные материалы по данной теме для размещения в сети Интернет и СМИ (районная газета «Новости Приобья», Телевидение Нижневартовского района) с целью привлечения внимания к проблеме широкой общественности.

        Профилактическая работа будет включать в себя занятия с будущими родителями, а также с  родителями детей младше одного года, на которых будут проводиться беседы о влиянии особенностей течения беременности и родов на речевую патологию детей, а также о важности здорового образа жизни, позитивного эмоционального состояния будущей мамы; об основных принципах  речевого развития детей, роли родителей в этом процессе. 

        Кроме того, осознавая необходимость дополнительных специализированных  занятий для детей с нарушениями речи и малодоступности их получения для отдельных категорий семей, мы организуем работу логопеда с детьми из малообеспеченных семей в офисе Общественной организации. На данный момент только среди членов организации желают получить такую помощь 5 семей.

 

Механизм реализации проекта

       I этап – подготовительный.

       Привлечение внимания общественности к проблеме увеличения количества детей с дефектами речи, о причинах этого явления и возможных путях решения с помощью статей, написанных с участием специалистов и размещенных на сайте «Семейная культура» и группах социальных сетей, опубликованных в районной газете «Новости Приобья», а также в тематическом выпуске передачи «Семейный совет» на Телевидении Нижневартовского района.

       Распространение информации о мероприятиях проекта, а именно о занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста, способствующих развитию речи, социальных навыков, о работе в плане профилактики проблем речевого развития с родителями и парами, ожидающими рождения ребенка с объяснением причин, следствий, важности роли родителей, путей решения проблемы, практических рекомендаций  в информационных буклетах, распространяемых в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования, детской поликлинике; с помощью объявлений и информационных выпусков на сайте организации и в группах социальных сетей; объявлений на информационных стендах поселка.

         На данном этапе будет создана база данных потенциальных благополучателей – составлены списки нуждающихся в логопедической помощи, в дополнительных занятиях с детьми, в просвещении родителей, в профилактической работе (семьи с детьми раннего возраста, беременные, молодожены), сформированы группы, разработано расписание занятий, проведено анкетирование родителей (в том числе будущих).

         Также на этом этапе будет выполнена подготовка дидактических материалов и оборудования для занятий – приобретены столы для рисования песком, моющий пылесос для осуществления влажной уборки коврового покрытия в игровой комнате, музыкальные инструменты для занятий, контейнеры и корзины для хранения, игрушки, чайный сервиз, формы для печения, скалки для проведения чаепитий во время занятий, материалы для изготовления пособий; силами родителей на мастер-классах будут изготовлены дидактические пособия для упражнений по методике Монтессори, Никитиных и др.

         Подготовка дидактического наглядного материала по темам: «Развитие грамматического строя речи», «Расширение, активизация словаря», «Развитие связной речи» для работы логопеда с целевой группой с помощью печати на цветном принтере организации.

          II этап – Проведение регулярных занятий в детско-родительских группах для детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, а также для детей раннего возраста.

          Занятия проводятся еженедельно (по 2 раза в неделю для каждой группы) силами членов организации с привлечением психолога, логопеда (по необходимости) и включают в себя коллективные игры, упражнения для развития мелкой моторики, выполнение несложных бытовых действий (приготовление теста, вырезание формочками печенья, сервировка стола, уборка стола и мытье посуды, уборка помещения вениками); логоритмические упражнения; разучивание малых фольклорных форм (пестушки, потешки и т.п.), музыкальные занятия; рисование карандашами, красками, песком; тактильные игры; кукольный спектакль и инсценировки сказок; ролевые игры и др.

         В начале курса занятий проводится беседа с логопедом об основных принципах  речевого развития, роли родителей в этом процессе, о вредном воздействии на развитие ребенка раннего увлечения компьютером, телевизором и т.д.

        Профилактическая работа среди родителей с детьми младше одного года и будущих родителей на регулярных занятиях в группах. Занятия в группах для родителей с детьми до 1 года проводятся еженедельно и включают в себя обучение родителей взаимодействию с детьми с учетом возрастных особенностей, способствующему своевременному их развитию, в том числе и речевому, эмоциональное общение с применением интонирования, ритмических и музыкальных форм, тактильные упражнения и массаж, пение и т.д. В начале курса занятий проводится беседа с педагогом-дефектологом об основных принципах  речевого развития, роли родителей в этом процессе.

       Занятия для будущих родителей проводятся еженедельно и включают в себя просвещение участников в области перинатальной психологии, основ здоровой беременности, влияния перинатального периода на развитие ребенка, в том числе и речевое.

        В начале курса занятий проводится беседа с логопедом о влиянии особенностей течения беременности и родов на речевую патологию детей, а также о важности здорового образа жизни, позитивного эмоционального состояния будущей мамы. 

        Проведение мастер-классов для родителей по изготовлению дидактических материалов и пособий 2 раза в месяц.

        Проведение консультаций  и коррекционно-развивающих занятий логопеда – по запросу. Предположительно – 4-5 занятий в неделю.

         Продолжение работы по привлечению внимания родителей (общественности) к проблеме увеличения количества детей с задержкой речевого развития и поиску путей ее решения через публикации в сети Интернет и СМИ.

 

Кадровое обеспечение

          Для реализации проекта будут привлечены члены организации: руководитель проекта – Председатель Правления, 2-3 родителя для проведения занятий в качестве волонтеров, перинатальный психолог для проведения занятий в группах будущих родителей и родителей с детьми младше одного года; 3-4 человека для проведения мастер-классов и изготовления оборудования; администратор сайта. Логопед участвует в проекте в качестве привлеченного специалиста.

          Взаимодействие с образовательными учреждениями поселка и СМИ осуществляются согласно Соглашениям о сотрудничестве.

 

Ожидаемые результаты

         Уменьшение количества детей с нарушениями речи в п.г.т. Излучинск.

         Качественные улучшения в развитии речи у детей, посещавших занятия с родителями.

         Решение проблемы получения дополнительной логопедической помощи 15 семей социально-незащищенной категории.

         За период реализации проекта будет проведено 120 развивающих занятий в детско-родительских группах, в рамках профилактической работы  с будущими родителями – 30 занятий, 185 консультаций и коррекционно-развивающих занятий логопеда, 20 мастер-классов для родителей, по 10 лекций психолога и логопеда

Результатом взаимодействия специалистов и родителей в ходе реализации проекта является достижение качества психического развития дошкольника, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению.


Распечатать текст
Создаем сайты НКО

Подать заявку

Актуально
Ближайшее событие
В центре внимания
Подпишитесь на рассылку новостей
Вход
Восстановить пароль
Восстановление пароля
Пользователь не зарегистрирован в базе
Новый пароль выслан на электронную почту
Регистрация
Обратная связь
Вы успешно подписались на новости!